К 80-летию Владимира Высоцкого
25 января исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. Среди многочисленных поэтов и бардов он и по сей день остаётся немеркнущей звездой, хотя уже почти сорок лет его нет с нами. Высоцкий прочно удерживает второе место по популярности у россиян после Юрия Гагарина.
А в 70-80-е годы прошлого века охрипший баритон Высоцкого рвался практически из каждого окна, его популярность в народе просто зашкаливала. Помнится, чуть не в каждой комнате нашей общаги Брянского пединститута были бобинные или кассетные магнитофоны. И Высоцкий, Высоцкий, Высоцкий…
Году в 1979-м, кажется, нас с подругой, комсомольским секретарём исторического факультета Верой Даниловой, очень авторитетной, активной, ответственной, инициативной девушкой, уже имеющей лет пять рабочего и партийного стажа, пригласили на отчётно-выборную конференцию комсомольской организации МГУ им. М.В. Ломоносова. Напомню, что наш пединститут носил имя академика И.Г. Петровского, уроженца Севска, ректора МГУ. Отсюда и некоторые межвузовские связи.
Сказать, что мы были впечатлены нашим знакомством с главным вузом страны – не сказать ничего. Масштаб, демократичность, открытость – поражало всё. Но главным потрясением стало приглашение актёров Таганки со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» на сцену МГУ.
«Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту — это спектакль, с которого началась любимовская Таганка в 60-е. Также актуален он оказался и тогда, на рубеже 70-80-х. Не потерял своего значения он и сегодня, ибо вопрос: что, в конце концов, сильнее — добро или зло? — вечный вопрос. Вот если сходятся два противоположных человека, плохой, в итоге, станет лучше или хороший хуже?..
Открывается занавес, на сцене большой портрет Бертольда Брехта и, кажется, всё. Минимум реквизита, простота костюмов. Упор — на актёрскую игру.
Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Зинаида Славина… Каждый персонаж — свой характер. Каждый из образов — абсолютно каждый — запомнился.
Но главное – это, конечно, Высоцкий. Он играл, как жил, на надрыве. Уже потом, много читая о Высоцком, я узнала, что роль безработного лётчика Сун Янга была его любимой.
И, конечно, это песни, песни в исполнении Высоцкого. Его неповторимый голос, узнаваемая манера. «Добрый человек из Сезуана» просто наполнен песнями.
После спектакля артистов долго не отпускали, их завалили цветами. Безусловно, в центре внимания молодёжи был Владимир Семёнович.
«Добрый человек из Сезуана» тогда зацепил. Сильно. Спектакль к этому времени был сыгран актёрами Таганки уже более 700 раз! А создавалось впечатление, что это премьера. Вот это, видимо, и есть мастерство Таганки.
Это было моё первое знакомство с Таганкой. Потом мне посчастливилось неоднократно смотреть спектакли театра на Таганке: «Тартюф» Мольера, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А.И. Солженицына)… Но всё это уже без Высоцкого…
Тогда в МГУ встреча с Владимиром Высоцким была первой и оказалась последней… Стала единственной… Конечно, можно, наверное, назвать встречей с Владимиром Семёновичем спектакль «Владимир Высоцкий», который ежегодно играют на Таганке в день его рождения, но это всё уже вторично…
Татьяна Жукова.