ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ

В.В. Шитикова: «Если ты работаешь с людьми – будь человеком сам…»

На сегодняшний день представители профессии нотариуса являются востребованными на рынке труда. И это несмотря на то, что ежегодно вузы выпускают большое количество специалистов в этой области. Оноре де Бальзак, давая характеристику нотариусу, говорил так: « Есть в нем что-то и от священника и от судьи, от чиновника и от адвоката…». Так все-таки, что включает в себя эта профессия? Об этом и многом другом корреспонденту нашей газеты рассказала В.В. ШИТИКОВА – нотариус с многолетним стажем.

— Моя главная задача – это реализация гражданских прав и обязанностей жителей района, в соответствии с действующим законодательством,- говорит Вероника Владимировна. – Занимаюсь составлением и оформлением заявлений, документов. Создаю их копии и выписки из них. Консультирую по вопросам совершения нотариальных действий. Благодаря новым компьютерным технологиям работать с населением стало проще. Существуют электронные программы в определенной защищенной базе данных, где для нотариуса существуют доступные ресурсы для получения сведений из ГКН, Росреестра, Налоговой, УФМС, Банка, которые упрощают оформление документов и сделок. Сложность заключается только в том, что законы в нашей стране постоянно меняются, как следствие, обновляются и эти базы данных. Поэтому работа приостанавливается, уходит определенное количество времени. А люди, ожидающие своей очереди в коридоре, думают, что это мы медленно работаем.

— Как часто к вам обращаются граждане?

— Ежедневно, и в большом количестве. Но здесь стоит отметить, что общение нотариуса с людьми происходит через «сарафанное радио». Когда одна знакомая сказала другой, что нужно вот так оформлять наследство или сделку, потому что она год назад так делала. Но люди забывают, что одинаковых ситуаций не бывает. И то, что было актуальным год назад, на сегодняшний день оформляется по-другому. Поэтому убедительная просьба: если кому-то нужна квалифицированная помощь нотариуса, просто позвоните по телефону, если не можете прийти лично на прием. Вас всегда проконсультирую и помогу разобраться в вопросах, связанных с моей деятельностью. Кроме того, в нотариальной конторе в свободном доступе информационный стенд, где есть вся необходимая информация, и так называемые «памятки» и визитки.

— Случались ли в вашей практике  ситуации, когда вы затруднялись с ответом по заданному вопросу?

— Конечно, да. Наша жизнь непредсказуема и предлагает на рассмотрение совершенно невероятные задачи, для решения которых приходится применять весь арсенал знаний, прежде всего теоретических, исходить из общих принципов права и закона. На помощь приходят специалисты администрации, Росреестра, кадастровой палаты, УФМС и других служб. Мы консультируемся между собой, вместе ищем пути выхода. В этом плане работать в районе легко.

— Вероника Владимировна, сталкивались ли вы с проявлениями нечестности, попытками обмана со стороны клиента?

— К сожалению, да. Нотариально удостоверенный документ обладает презумпцией законности и достоверности, отменить которую впоследствии практически невозможно. Поэтому перед оформлением какой-то сделки приходится проводить беседу со всеми заинтересованными лицами, по нескольку раз задавать похожие вопросы. Все это делается  для того, чтобы  я, как специалист, поняла  истинные намерения человека. Бывали случаи, когда люди скрывали свои доходы, какие-то документы, или скрывали других наследников. Здесь на помощь нотариусу приходят вышеуказанные базы данных, в которых хранится нужная информация и по средствам которой можно сделать запрос на получение сведений о правоустанавливающем документе, наличии завещания или розыске наследника.

— При общении с клиентами у вас существуют какие-то разграничения по статусу, доходам или другим критериям?

— Уважение к гражданам независимо от их социального положения, образовательного и культурного уровня – обязательное условие моей работы. Для меня все люди одинаковы, никаких разграничений нет. Даже если сегодня человек не нашел достойного места в жизни – это не повод работать с ним неуважительно или небрежно.

— Вероника Владимировна, ежедневно перед вашим взором  проносятся разные судьбы и, как мы уже выяснили, ситуации. Скажите, что, на ваш взгляд, является самым сложным в работе с людьми?

— Сложно работать с наследниками. Когда их интересы приходят в противоречие, мне приходится прилагать немало усилий для того, чтобы родственники и близкие не расставались врагами.

 Порой клиенты не совсем верно представляют последствия своих действий или бездействий. В таких случаях по нескольку раз объясняю содержание закона, права и обязанности гражданина. Здесь особенно тяжело объяснить человеку, что это позиция закона, а не моя прихоть.

— А если, к примеру, человек болен или инвалид, как ему воспользоваться вашими услугами?

— К таким людям я выезжаю на дом. Естественно, заранее об этом договорившись. Признаюсь, тяжело видеть физические и душевные страдания, невысказанные трагедии. Зачастую для таких людей нотариус – единственный человек, которому можно доверить свою боль, свои проблемы, да и просто выговориться. Может быть, многие скажут, что это не мое дело – слушать и утешать. Но я считаю, что если ты работаешь с людьми – будь человеком и сам.

— И в заключение, что бы вы хотели посоветовать гражданам при обращении к нотариусу?

— Если сложилась такая ситуация, когда человек не знает порядка оформления документа или сделки, не надо спрашивать у знакомых, соседей и т.д., как это сделать. Нужно просто позвонить мне по телефону, я проконсультирую. Также обязательно сохранять в должном виде абсолютно все документы. Даже самые незначительные и ненужные, на ваш взгляд. Никто не может гарантировать, что впоследствии какой-то документ вам не понадобится.

— Спасибо за беседу.

Юлия НИКИТИНА.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!


Прокомментировать