Петр Дмитриевич Рылько — Почетный гражданин поселка Дубровка
7 июня 2018 года исполнилось 25 лет со дня смерти известного брянского педагога-просветителя, нашего земляка, выпускника Дубровской школы, заслуженного учителя школы РСФСР, Героя Социалистического Труда, Почётного гражданина посёлка Дубровка РЫЛЬКО Петра Дмитриевича.
Память о нашем земляке жива и будет жить всегда. В 1998 году на здании Дубровской средней школы №1, где учился Рылько П.Д., была открыта мемориальная доска. Одна из улиц нашего посёлка носит имя Петра Дмитриевича Рылько. В 2014 году там была открыта памятная доска. В 2003 году мемориальная доска памяти П.Д. Рылько была открыта на здании БГСУ. В 2014 году Ученый совет утвердил положение об именной стипендии имени П.Д. Рылько, которая назначается студентам-очникам, обучающимся на «отлично».
Вспоминая сегодня доброе имя и славные дела нашего выдающегося земляка, приводим отрывки из воспоминаний о Петре Дмитриевиче Рылько его ученика в первой на Брянщине школе крестьянской молодёжи (село Мякишево) и друга, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, главного редактора журнала «Советский Союз» Николая Матвеевича ГРИБАЧЁВА, написанных им в 1987 году.
«Пётр Дмитриевич Рылько — увлекающаяся натура, но не фразёр, а одержимый поборник всяческих новшеств, не любитель пустых слов и призывов, а деятельный просветитель и практик. Он пылко говорил о культуре будущей деревни и тут же устраивал лекции по гигиене, убеждая крестьян строить бани за счёт самообложения.
Благодаря нашему учителю мы привыкли жить большими и широкими интересами. И благодаря ему же самые животрепещущие проблемы времени соединялись для нас с теми нуждами, которые ощущались вокруг.
Пётр Дмитриевич был селькором газеты «Беднота», часто ездил в Москву, возвращался оттуда переполненный всевозможными политическими новостями и, собирая нас, увлеченно, красочно, в деталях — а рассказчик он прекрасный — докладывал нам о них. Слушая его, мы уже знали, что все эти волнующие новости непременно должны получить отзвук в наших собственных конкретных делах. Мы переставали быть лишь свидетелями происходящего и «делали жизнь» своими руками.
В школе было введено правило: приобщать земляков к культуре, вводить в курс происходящих событий, читать им художественную литературу. В каждую зимнюю пятницу, в любую погоду, плохо одетые, отправлялись мы на такие встречи в окрестные села. Изба. Коптилка. Читаешь собравшимся Гоголя. Тишина такая, что слышится каждый вздох ветра за стеной. Я углубляюсь в прошлое, вспоминаю своего учителя, и на душе становится светлей и теплей.
Он по-товарищески общался с учениками, никогда не пугал, не грозил, ходил с нами купаться, мог часами разговаривать с каждым, кому требовалось что-то объяснить.
Учитель всегда верит в будущее. Воспитывая каждое поколение, он творит завтрашний день. Ещё в 1930 году организовал и возглавил Рылько сельскохозяйственный техникум в посёлке Кокино. Этот техникум стал признанной кузницей сельских кадров, и притом не только для нашей страны. Среди воспитанников Рылько агрономы из 42 стран Азии, Африки, Латинской Америки, министры сельского хозяйства некоторых молодых развивающихся государств.
Руководя техникумом, он загорелся идеей создать в Кокино сельскохозяйственный институт. Мне было приятно поддержать это начинание. И было немного грустно, что для самого Рылько он принесёт много забот и хлопот.
— Вот создадим институт, а ректором вы не будете, — говорили Петру Дмитриевичу. — Будет кто-то другой.
Но Рылько думал об общей пользе, его личные интересы отступали на второй план. Его всегда мало занимали мысли о карьере. Умелый администратор, завзятый хозяйственник, он был просто непрактичен, если дело касалось его собственных благ. И этой своей непрактичностью он тоже воспитывал».