Игра – особая форма детской жизни
Философы утверждают, что игра – это особая форма детской жизни. Сущность ее заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.
Именно потому, игра является самой популярной формой и методом психолого-педагогической работы с несовершеннолетними из социально неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении многих лет игра используется специалистами Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района и как средство диагностики, и как средство коррекции детского неблагополучия.
Выбор игры – важная профессиональная задача педагога. Он диктуется возрастом участников, игровым опытом детей, задачей педагога.
Так называемые «малые» игры (например, дидактические, эстафеты, сюжетно-ролевые, деловые) организуются педагогами отделения для развития познавательных процессов (память, внимание и др.), учебных навыков (чтение, вычисление), формирования социально значимых умений (знакомство, сплочение, доверие, снятие агрессии и другие).
При всем разнообразии и богатстве возможностей «малые» игры уступают «большим». Большие психологические игры являются несомненным лидером среди видов развивающей и коррекционной педагогической работы Отделения. Это – не развлекательное праздничное мероприятие, для ребенка – это событие: «Сегодня я почувствовал…», «Я понял…», «Теперь я знаю, как…» Попадая в какой – либо фантастический мир, созданный педагогом (необитаемый остров, неосвоенную планету, доисторическое время), дети преодолевают различные испытания, например, спасти, достичь и выбраться обратно. Каждое испытание – задание на развитие определенных лично и социально значимых навыков, отношений, осмысление ценностей личного существования в данной ситуации.
Как показывает педагогический опыт, развивающие и психотерапевтические возможности игры огромны. Она может изменить отношение человека (ребенка) к себе и другим, изменить эмоциональное самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью и агрессивностью. По мнению С.Л. Рубинштейна, играя ту или иную роль, ребенок не просто фиктивно переносится в чужую личность, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом.
Эти выводы имеют существенное значение для построения дальнейшей педагогической практики.