Девиантное поведение
Девиантное или делинквентное поведение, понимаемое как отклонение от социальных общепринятых норм поведения, приобрело в последние годы распространенный характер. Социальная норма поведения — необходимый элемент любого общества, инструмент социального регулирования и контроля общественных и межличностных отношений.
Применительно к подросткам с различного рода отклонениями в поведении используются термины: «трудные дети», «трудный подросток», «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере», аморальное поведение, безнравственное поведение и другие названия нестандартного поведения. В России Я. И. Гилинский впервые ввел в употребление термин «девиантное поведение». С психолого-педагогической точки зрения девиации, или отклонения в поведении, рассматриваются как мутации и являются способом изменчивости, адаптации. Основой такого поведения, ведущей к смене жизненных ориентиров, является возникающее разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей, а поведение является условием или попыткой совершенствования социума, улучшения социального развития.
Выделяют следующие формы девиантного поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.
Подростковому возрасту также присущи различные типы измененного нестандартного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних — наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное поведение.
Трэвис Хирши утверждал, что вера в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), ведет к активному стремлению к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности; и чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Этому может способствовать членство в неформальных молодежных группах, где подростки быстро впитывают агрессивность. Отмечается негативное влияние средств массовой информации на пропаганду девиантного поведения, сексуальной распущенности среди молодежи; сообщения о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям.
Подводя итоги анализа причин происхождения девиантного поведения, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась опорой и главным фактором социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом.
Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.
Дети, которые поневоле стали жителями Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района, были подвергнуты разного рода опасностям, они терпят лишения из-за ошибок взрослых, самых близких и родных взрослых, мам и пап. Поэтому главное условие развития полноценной личности у наших воспитанников чаще всего нарушено.
К нам в Отделение попадают дети с различными формами отклоняющегося поведения: отказ от учебы, драки и агрессия, грубость, неповиновение старшим, словесная агрессия, вызывающие манеры поведения, лживость (преднамеренный обман, мифомания), мелкое воровство и хулиганство, безнадзорность.
Что говорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для воспитанника стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, интеллигентность, не приносящие быстрого признания или денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных правил и законов. Главное здесь – это педагогическая интуиция, нравственные чувства и горячее желание помочь ребёнку в этот сложный период жизни, зная его конкретные проблемы.
Работа специалистов Отделения с несовершеннолетними «группы риска» направлена на создание условий для профилактики отклонений в поведении и психическом личностном развитии воспитанников, нормализацию межличностных отношений, улучшение эмоционального состояния несовершеннолетних; ослабление агрессивности в поведении.
Педагогический коллектив Отделения ответственно относится к организации этой работы. Созданы условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди воспитанников, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у воспитанников устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди воспитанников; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Воспитанникам оказывается действенная и незамедлительная социально-психологическая и педагогическая помощь при выявлении типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста, формируются навыки здорового образа жизни.
Социальный педагог
Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром
ГБУ КЦСОН Дубровского района
Е.А. Крючкова