Войной украденное детство

Малолетние узники фашистских лагерей… Как страшно звучат эти слова… Дети, многим из которых не исполнилось и 10 лет, вместе со своими мамами и бабушками, выдворенные из домов и квартир, лишённые свободы, без еды и питья, оказались в переполненных зловонных теплушках, которые везли их на Запад. Кто-то умирал прямо в вагонах и их худенькие тела охранники-нацисты сбрасывали на очередной остановке. Кто-то умирал от голода, холода, болезней, непосильного труда, медицинских экспериментов уже в лагерях… Всё это было и в судьбе моей любимой бабушки Веры Петровны Бибиковой, малолетнего узника фашистских лагерей, которая живёт сейчас в Брянске.
Вера Прокопенкова родилась 13 ноября 1939 года в деревне Борятино Клетнянского района Орловской области. Борятино – старинное русское село (в начале XX века там была построена церковь, впоследствии разрушенная большевиками), основанное, предположительно, ещё в конце XVIII века. В начале века XX в селе проживало 1300 человек.
Отец моей бабушки Веры, Пётр Трофимович Прокопенков, человек образованный по меркам того времени, работал в колхозе, потом был писарем, секретарём в сельском совете. Мать, Антонида Васильевна, работала по наряду, но она отменно готовила и стала поваром, кормила колхозников, работавших в поле, на сенокосе, в отдалённых бригадах. В дружной семье Прокопенковых подрастали три дочери: Тамара, Люда, Вера. Антонида Васильевна ждала четвёртого ребёнка…
Незадолго до начала Великой Отечественной войны главу семьи Петра Трофимовича забрали в армию. Когда часть, в которой служил Пётр Прокопенков, отступая с кровопролитными боями, оказалась недалеко от его родной деревни, он попросил разрешения у командира сбегать домой, чтобы узнать, кто у него родился: долгожданный сын или опять дочка, четвёртая уже! Но едва успел боец незаметно пробраться в свой дом (в деревне уже хозяйничали фашисты), обнять жену и детей, взять на руки новорождённую малышку Валечку, как кто-то из местных донёс фашистам о его появлении в деревне. Пётра Трофимовича схватили, били, пытали, потом повели на расстрел. Вытащили из дома и его семью: мать Марию Абрамовну, жену с грудной Валечкой на руках и трёх других дочек, мал мала меньше. Моя бабушка часто со слезами вспоминает, как хваталась она за сапог отца и ползла за ним с истошным криком: «Папочка, ты куда? Вернись, папа!» А полицай пинком отбрасывал её назад и смеялся. Раздался выстрел. На глазах матери, жены и маленьких детей Петра Трофимовича Прокопенкова расстреляли. Марию Абрамовну и Антониду Васильевну собирались повесить, но, на счастье, передумали и отпустили. Так погиб боец Красной армии Пётр Трофимович Прокопенков, выданный врагам односельчанином. Семья осталась без кормильца.
Полностью материал читайте в районной газете «Знамя труда» (№ 15 от 09 апреля 2021 года).
Александра БИБИКОВА,
ученица лицея №1 имени А.С. Пушкина,
г. Брянск