Отец

14 мая 2022, 9:58 | Общество 15

Если идти от станции Новое Узкое, что в Брянской области, по дороге, пересекающей железнодорожное полотно, и не сворачивать в лес, можно прийти в деревню Долгое, где в 1924 году родился мой отец. Когда-то мы с мамой были в этой деревне, но я смутно ...

Если идти от станции Новое Узкое, что в Брянской области, по дороге, пересекающей железнодорожное полотно, и не сворачивать в лес, можно прийти в деревню Долгое, где в 1924 году родился мой отец.

Когда-то мы с мамой были в этой деревне, но я смутно помню ту поездку. Давно уже нет там ни родных, ни близких, ни просто знакомых людей. Мне ближе и роднее Узкое, где в бабушкином доме прошла мамина юность, а потом и моё детство.

Летом мы приезжаем сюда в лес за грибами. И вот тогда мне обязательно вспоминается отец. Я знаю почему. Когда фашисты оккупировали эти места, добровольцем на фронт отца не взяли – не хватило лет, и он помогал партизанам, которые укрывались в лесу.

В 1943 году на Брянщину пришла Красная Армия, наши деревни освободили, и отец вместе с другими партизанами записался в армейский отряд. Уже на фронте он участвовал в боях за другие сёла и города, там совершил свои подвиги, получил медаль «За отвагу», был контужен, ранен в бою, подлечился, и его отправили на Родину бороться с разрухой. Так в двадцать лет он стал председателем колхоза, а после Великой Победы работал учителем в школе…

Я думаю об этом, когда ступаю по глубокому мху среди берёз, ёлок, осин… Ловлю себя на том, что забываю искать грибы.

Мои глаза ищут какие-нибудь знаки, «памятки» далёких военных лет: след пули, застрявшей в коре дерева, или заросшую воронку от взрыва… Конечно, не нахожу – лес уже совсем другой. Прошло больше полувека. Старые тропы заросли, раны деревьев затянулись… Да и вообще на месте этого грибного леса во время войны, скорее всего, деревца только подрастали, разве могли здесь скрываться партизаны?

Но всё равно мне почему-то упорно представляется, что именно здесь ходил мой отец. Мальчишка с ружьём в руках. Может быть, он остановился, как и я, посмотрел в небо своими весёлыми глазами, и что-то ему примечталось…

Стою у аккуратного зелёного холмика, заросшего мягким и глубоким мхом… Какую тайну хранит эта земля?

Думаю: если бы тогда мой отец не стал партизаном в нашем лесу, не совершил бы потом свои подвиги, если бы кто-то, рискуя своей жизнью и совершая свой подвиг, не вынес его, раненого, с поля боя и санитары в медсанбате не лечили его, не было бы сейчас мамы, меня, бабушки, нашей деревни, любимого леса… Не было бы здесь нашей жизни.

Мой отец прожил всего 31 год, и только десять лет — после Великой Победы. Он успел защитить Родину, посадил сад и ещё много деревьев, построил для нас дом… Он успел понять, для чего живёт.

А что мы должны совершить, чтобы продолжалась на Земле жизнь?

«Ау!» – слышу маму. Откликаюсь, устремляюсь на зов, осторожно обойдя зелёный холмик, поросший мхом.

Лариса СЕМЕНИЩЕНКОВА


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Январь 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить