Они были первыми

Ее называли «Клеща»
К осени 1920 года на окраинах России во многих губерниях, городах, уездах и волостях создаются кустарно — промысловые артели, которые производят самые различные товары широкого потребления для населения и промышленного производства. Артель «Победа» в это время начинает изготавливать по заказам местных жителей топчаны — кровати.
В промыслово — кооперативных артелях и товариществах Бежицкого уезда шла реорганизация и перерегистрация. В самой Победе образовались две самостоятельные новые артели. Дубровская промыслово — кооперативная артель «Новая годовщина Октября», которая специализировалась на переработке хлопка, льна и мойке тряпья, зарегистрирована 9 июля 1927 года, дубровская кустарно — кооперативная артель «Хомклеща», специализировавшаяся на производстве хомутов и клещей, — 6 марта 1928 года . В ней работали 10 человек. Вот, оказывается, откуда пошло название Клеща» — так иные старожилы до сих пор называют мебельную. (Хомут — нашейная часть конской упряжи, состоящая из деревянного остова (клещей) , внутренняя сторона которого покрыта мягким войлочным ватином — хомутиной ) .
Тридцатые годы, как известно, были годами массового трудового подъема и стахановского движения. Десятки опытных рабочих трудились в те годы на фабрике. Назовем некоторых из них: Ф. Котляров, Ф. Астахов, А. Долбусин, Е. Гаев, Ф. Федосов, Д. Мамичева, А. Мамичева, П. Котляров, Н. Чачин, В. Егоров, П. Цыркунов.
В 1938 году давали продукцию три маленьких цеха: бондарный, столярный и пильный. В 1939 году открыли стульевой цех. Через год уже выпускали продукцию токарный и колесный . В районе поселкового базара открыли мебельный магазин.
Советско — финская война показала, что Красная Армия не была готова использовать лыжи в боевых действиях в Карелии . Поэтому на предприятии организовывали новый цех — по изготовлению лыж. Оборудование, станки и генераторы начали устанавливать весной 1941 года . Рабочие этого цеха ус пели освоить новое производство и выпустить к началу Великой Отечественной сотни пар лыж.
К исходу 10 августа 1941 года территория района была оккупирована. В 1942 году немецкие оккупационные власти начинают восстанавливать некоторые мелкие и крупные предприятия. Весной комендант местной комендатуры майор Бломайер приказал местной полиции собрать оставшихся рабочих деревообрабатывающей фабрики. Немцы заставили работать тех, кто не был призван в Красную Армию и не успел перед приходом немцев уйти за Десну. За работу платили марками. Действовавшая в районном центре подпольная организация под руководством А. П. Сергутина имела там своих людей — М. М. Буравилина и С. Ф. Головнева. Подпольщики же и сожгли фабрику в декабре 1942 года.
12 декабря 1943 года гудок артели оповестил жителей Дубровки о ее возрождении. С 1945 года, помимо небольшого лыжного цеха, действовал мебельный цех, где стали выпускать жесткие и полужесткие стулья, однотумбовые, двухтумбовые и канцелярские столы. Артель медленно возрождала свое производство, оказывала значительную помощь многим организациям, школам района.
В 1956 году промартель имени Ленина была переведена в систему государственных предприятий, предприятие переходило на индустриальные пришли сюда многие из рельсы.
В середине шестидесятых назрела необходимость в реконструкции. Директором в то время был Михаил Иванович Колабутин. Он сам решал, где какой цех строить, — без чертежей и особого планирования. Для этих работ набрали две бригады строителей по 15-20 человек. Директор делал все возможное и порой невозможное, чтобы добыть кирпич, бетонные блоки, балки, цемент. Нередко менял партию мебели на тот или иной материал.
В 1976 году фабрика переходит на выпуск мягких и полумягких стульев — до 24 тысяч штук в год. На их изготовление идут береза, дуб и бук.
Поставки черновых заготовок шли из Тюмени, а на месте в цехах их дорабатывали. Бывали месяцы, когда отгружали по 20—22 вагона готовой продукции.
В этот период предприятие приобрело вид обновленного и расширенного производства. Вступили в строй цеха гофрокартона, готовой продукции и раскроечный, новая котельная, открылась столовая. В начале 80-х годов изделия Дубровской мебельной отправлялись во многие области, города и районы Советского Союза.
Перестроечные годы, к сожалению, пошли не на пользу фабрике. Как-то незаметно она утратила былую славу: как и на других предприятиях, резко упало производство, ухудшилось финансовое состояние, стали увольняться рабочие. Дело дошло до банкротства.
Как и на шпагатную, на мебельную пришел частник. У руля предприятия стал Константин Владимирович Фролов. Фабрика стала возрождаться, благо солидная материально-техническая основа еще оставалась. Естественно, процесс этот длительный. Потребуются годы, прежде чем бывшая «Клеща» вновь обретет уверенность в своих силах и завоюет потребителя.
Источник и фото: книга «Радуге над Дубровкой сиять…»