Когда интернет становится инструментом для пропаганды преступной идеологии
Как известно, идеология нацизма возникла в Германии в 30-е годы XX века. Нацистская идеология является детищем А.Гитлера, который использовал манипулятивные приемы для пропаганды своих идей, таких как расизм, антисемитизм, этатизм, вождизм, милитаризм, ксенофобия. В ходе Нюрнбергского процесса нацизм был осужден, и поставлен международным сообществом вне закона. Обвинительное заключение Нюрнбергского трибунала было направлено против главных институтов нацизма и проводников данной идеологии. Казалось бы, человечество получило вакцину от столь страшного общественного заболевания. Однако в XXI веке нацизм возродился, используя новые формы воздействия на общественное сознание.
Современный нацизм с приставкой нео- трансформируется, приобретает новые формы и облик, но суть его остается прежней. В его основе лежат такие элементы нацистской доктрины, как национальное превосходство, шовинизм, ксенофобия и русофобия. Вместе с тем германский нацизм возник на основе кризиса либеральной идеологии, неонацизм порожден либеральной толерантностью. Под эгидой демократии, свободы слова в европейских государствах открыто проходят марши неонацистов, факельные шествия, использующие символику, лозунги, призывы. В ряде европейских стран происходит фальсификация истории, искажение информации о Второй Мировой войне и роли Советского Союза в ней. Россия неоднократно выступала на Генеральной Ассамблее ООН с проектом резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Однако представители стран Европы или воздерживаются, или голосуют «против». Политики используют данную идеологию для достижения своих целей. Так до определенного времени было с Германией в XX веке. Так уже в XXI веке на Украине поощрялась и культивировалась русофобия, которая стала неотъемлемой составляющей неонацистской идеологии и организаций, ее пропагандирующих.
Возрождение нацистской идеологии в ее прежнем виде невозможно, это чревато уголовной ответственностью, причем не только в России. Опасность ее состоит в том, что сегодня она маскируется лозунгами либерализма и патриотизма. Происходит подтасовка фактов, смешиваются правда и ложь. Большинство людей с трудом различают истинный и вводящий в заблуждение контент в Интернете, поэтому могут непреднамеренно распространять экстремистские идеи.
Изменились формы и методы нацистской пропаганды. Информационные технологии полностью изменили нашу жизнь. Источником информации большинства современных людей, особенно молодых является глобальная сеть Интернет. Для современных неонацистов Интернет – это возможность привлекать сторонников, которыми зачастую становятся молодые люди, не обладающие еще навыком критического восприятия информации, принимающие многое на веру. Молодежь является той социальной группой, которая наиболее подвержена деструктивной идеологической активности неонацистов. Ценностные установки, убеждения молодых людей еще не сформировались, они более эмоциональны, впечатлительны, что делает их благоприятной средой для распространения нацистских идей.
Интернет предоставляет неонацистам организационный механизм для вербовки сторонников и воплощения в жизнь своих идей. Существует группы и сообщества в социальных сетях, продвигающие радикальные идеи, а также отдельные спикеры, занимающиеся популяризацией неонацизма. Маскировка и вплетение экстремистских идей в обычные сообщения, оперирование идеологемами используются для привлечения новых последователей. Неонацисты пытаются разжигать сепаратистские настроения внутри государства.
Это актуализирует проведение профилактической работы с молодыми людьми по снижению возможного деструктивного влияния неонацистских организаций, которая должна включать расширение источников формирования патриотизма в молодежной среде, привлечение лидеров общественного мнения, формирование способности критического восприятия информации, предупреждение конфликтов на национальной почве.
С. Прищеп,
кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и менеджмента Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы