«Мама, дай в компьютер поиграть!»
Жизнь современного общества такова, что наши дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать компьютерной мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами и айфонами. На днях об этом говорили две мамочки я — мама шестилетнего сына и моя приятельница- мама двоих ребят четырех — и восьмилетнего возраста.
На первый взгляд, мобильный телефон, компьютер или планшет — такая удобная штука для отвлечения ребенка! Частенько малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята, у нее просто невпроворот дел по дому. И чтобы завлечь ребенка, она дает ему… мобильник: «На, поиграй». Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает хотя бы полчаса свободного времени и с другой стороны- ребенок вроде как развивается, приобщается к технике, учится ею пользоваться. И вот таким образом начало зависимости положено .
У ребенка складывается устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон, айфон, планшет, ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме звучат два слова: «Дай поиграть!», а кубики, машинки , раскраски, пирамидки, куклы –в стороне. С одной, стороны, в наш век без компьютеров — никуда. И каждый взрослый человек это прекрасно понимает, но с другой стороны… Ребенок! Где эта грань, которая отделяет развитие малыша при помощи компьютера от страшного понятия «компьютерная зависимость»!? Кто-то скажет: «Все в руках родителей. Меру надо знать!» И будет абсолютно прав. Но из моего личного общения на данную тему с мамами и папами, на сегодняшний день нарисовалась такая картина: купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться, что он сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром, а потом не знают, что сделать для того, чтобы «втиснуть» времяпрепровождения их чада у компьютерного монитора в разумные рамки.
Кстати сказать, еще 30 лет назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию. Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем у него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно контролировать, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи утверждают, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с традиционными реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять и познать этот мир. Учтите, что компьютер не дает и не даст такой возможности.
Ну, а с другой стороны, не лишним будет почаще напоминать нашим детям и о том, что помимо компьютера существуют замечательные книги, фильмы, спортивные и уличные игры (прятки, догонялки, Казаки-разбойники …), а уж удовольствия от катания с горки на санях или на лыжах, от игры в снежки ни одна компьютерная игра не заменит. В нашем детстве все это имело место быть и, согласитесь, что оно было ничуть не хуже, и не беднее чем у современных ребят, даже не смотря на то, что в нем не было компьютера.
Надежда Соколова.