Волонтеры Суземского района помогают ЦСН «Защита»
Одной из таких групп является «Оповещения Суземка», ее участники поддерживают местное отделение ...
Имя автолюбителя Константина Петрова известно не только на Брянщине, но и далеко за пределами России. За его плечами путешествия по Средней Азии в составе экспедиций, одиночное покорение пустыни Гоби, полюса холода — Оймякона и Заполярья и менее «экстремальные» знакомства с разными странами — Казахстаном, Узбекистаном, Албанией, Грузией, Намибией, Замбией и другими. Обо всех своих приключениях, большинство из которых Константин совершает с помощью верного четырёхколёсного друга — «Тойоты Лендкрузер», путешественник рассказывает в соцсетях. С каждым годом подписчиков становится всё больше, ведь его публикации — это не просто отчёты с красивыми картинками, а наполненные пережитыми эмоциями истории. Последняя из них — о международном ралли «Шёлковый путь», которое Константин освещал в числе немногих российских блогеров. Но обо всё по порядку.
Младший брат «Дакара»
«Шёлковый путь» — международное ралли, которое проводится с 2009 года. Значимость соревнований для автоспортсменов сопоставима со значением ежегодной трансконтинентальной гонкой «Дакар». В этом году ралли проводилось на территории трёх стран — России, Монголии и Китая в традиционных категориях — «SSV», «внедорожники», «грузовики» и впервые — «мотоциклы».
Старт соревнований был дан в Иркутске 6 июля. За десять дней участникам предстояло преодолеть более пяти тысяч километров, половину из них — по бездорожью. В отличие от популярного и всемирного известного «Дакара» «Шёлковый путь» — ралли «молодое», тем не менее с каждым годом число партнёров растёт, и среди них компании, министерства и федерации спорта, крупные СМИ. Четвёртый год подряд официальным автомобилем рейда становится «Тойота»: именно на этих машинах производится «разведка» трассы, на них перемещаются организаторы, судьи, пресса.
— Наверное, потому, что «Тойота» — это автомобиль, который не ломается, — шутит Константин.
И на самом деле: за время соревнований ни одна машина не выбыла из строя. Именно эту марку предпочитают и большинство пилотов, выступающих в категории «внедорожники».
Вообще, любителям автоспорта было на что посмотреть: помимо зрелищных соревновательных моментов поражал разнообразием и автопарк, каждое утро выезжающий к старту очередного участка трассы. Здесь были мощные КамАЗы и МАЗы, солидные «Оптимусы», популярные у путешественников «Тойота-Хайлаксы», яркие «багги» и другие не менее интересные представители разных классов автомобилей. Многие из экипажей принимают участие в ралли не первый год.
Единение и интернациональность
Состав участников «Шёлкового пути» отличался разнообразием: здесь были как новички, так и опытные пилоты. Например, уже восемь раз (а это рекорд ралли!) участвовал в соревнованиях экипаж внедорожника Сергея Шалыгина из Тынды. После многих лет участия «доехал» в прошлом году до победы экипаж команды «КамАЗ-мастер» под руководством Андрея Каргинова (забегая вперёд, скажем, что в этом году он уступил место не менее опытному экипажу Антона Шибалова).
Россия, Китай, Франция, Катар, Саудовская Аравия, Германия, Бельгия — представителей каких только стран можно было встретить во время гонки или вечером в лагере. Большинство из них — люди добродушные, открытые к общению, несмотря на «титулованность» в спортивном мире. Например, катарский автогонщик и профессиональный стрелок, бронзовый призёр Олимпиады-2012 в Лондоне Нассер Аль-Аттия с удовольствием давал интервью и фотографировался со всеми желающими (на снимке справа).
Атмосфера единения и дружбы царила на протяжении всех дней соревнований. Здесь радовались победе каждого и за каждого переживали: когда выигрывал этап за этапом катарский пилот, когда сошла с трассы российская гонщица Анастасия Нифонтова, когда на восьмом этапе перевернулся МАЗ белоруса Сергея Вязовича… Потому для многих «Шёлковый путь» — это не только возможность стать победителем международной гонки, но и повод для встречи и общения с единомышленниками.
От точки до точки на адреналине
Как рассказывал на предваряющей ралли пресс-конференции руководитель проекта Владимир Чагин, маршрут строился, в первую очередь, так, чтобы он был разнообразным и интересным для участников, чтобы автопроизводители видели, как работает их техника в различных климатических условиях, ландшафтах и рельефах.
Вся трасса состояла из участков, которые проходили по дорогам общего пользования, и спецучастков. По первым экипажи передвигались с соблюдением правил дорожного движения. Любое нарушение отслеживалось судьями благодаря GPS и каралось крупным штрафом. А вот ограничений на спецучастках не было — тут всё решали скорость, выдержка и мастерство экипажа.
— Перед каждым этапом — а их было десять — выдавались «роадбуки» с «легендой», — объясняет Константин. — В них подробно расписывался предстоящий маршрут — километраж, схема движения. И вечером штурманы изучали их, делали пометки, чтобы на следующий день пройти трассу без сучка, без задоринки.
Участникам было не до созерцания пейзажей, но освещающие ралли журналисты и блогеры успевали запечатлеть красоту таёжных лесов России, степное бездорожье Монголии, китайские равнины и песчаные дюны пустыни Гоби.
— На наших «легендах» были обозначены места, куда можно было приехать, чтобы сфотографировать участников. Плюс в группе в мессенджере коллеги подсказывали, где ещё можно сделать эффектные кадры. Во всех остальных случаях мы ехали параллельно с автогонщиками — на «боевую» трассу выезжать нельзя. Адреналин зашкаливал, ведь надо было успеть приехать, снять и добраться до следующей «фототочки».
Отдых надо заслужить
После насыщенного дня участников ждал ужин и отдых в бивуаке или гостинице. Но не сразу. В то время, когда механики приводили в порядок машины, для пилотов и прессы проводился брифинг, на котором разбирались ошибки экипажей и пояснялись нюансы будущей трассы.
— Затем обрабатывали фото-видео, писали «путевые заметки», что-то публиковали. Признаться, даже обрадовались, когда в какой-то момент не было связи, — улыбается Константин. — В общем, раньше полуночи не ложились. А вставать приходилось совсем рано, часов в пять, чтобы успеть позавтракать и прибыть на место старта. Но в этом своя прелесть, некий вызов, ведь в тонусе нужно пробыть десять дней.
По словам Петрова, особого «техзадания» не было, поэтому он задался целью осветить «обратную сторону» соревнований: рассказать об отдыхе участников, условиях проживания, питании. Ведь это тоже интересно. А профессионалы пусть показывают гонку и красиво снимают машины. Хотя и Константин поймал немало кадров, которые по достоинству оценили другие фотографы.
Питание участников ралли было организовано по принципу шведского стола. С собой выдавался сухпаёк и вода. Голодным не оставался никто.
К слову, «своих» можно было опознать по обязательным бейджу и браслету и необязательным футболке и кепке («экипировка» различалась в зависимости от принадлежности к определённой группе — прессе, медикам, охране и т.п.). Обязательные элементы служили пропуском в лагерь и на трассу.
Одной из целей, которую преследовали организаторы «Шёлкового пути» во главе с руководителем проекта, легендарным гонщиком Владимиром Чагиным, было знакомство участников с культурами разных стран: во время отдыха в городах проводились концерты с выступлением местных коллективов.
Везде интересно
Иркутск, Байкальск, Улан-Удэ, Улан-Батор, Мандалгоби, Даланзадгад, Алашань, Цзяюйгуань и Дуньхуан — эти города стали основными точками «Шёлкового пути — 2019». А между ними километры дорог по асфальту и каменистому дну, по долинам рек и пересохшим руслам, по сопкам и между холмов. Ещё и погода преподносит сюрпризы: то прольёт дождь, кардинально меняя характер покрытия, то налетит песчаная буря, снижая видимость до нескольких метров. В общем, не соревнование, а целое испытание. Ревут моторы, отсчитывают каждый поворот штурманы, показывают всё своё мастерство пилоты, внимательно следят за передвижением команд судьи, переживают команды и зрители…
А когда выдаётся свободная минутка, можно осмотреться. Ведь каждый город интересен по-своему, уверен Константин.
— Например, Монголия (как и Намибия) — страна с маленькой плотностью населения. Поэтому выезжаешь за пределы Улан-Батора — и всё, людей не сыскать. Город тоже своеобразный: в центре возвышаются многоэтажки, строятся современные здания, а чем дальше от него, тем больше частных домов с огородами, как у нас. Только за заборами не дома, а юрты.
Монголия впечатляет просторами и красивыми пейзажами, а также… отсутствием дорог. За пределами города сплошная «грунтовка», с которой справится только внедорожник.
— Говорите: в Брянске плохие дороги? Съездите в Монголию, — шутит Константин.
А вот Китай, наоборот, весь пронизан «асфальтовыми венами». Много платных автобанов, что идёт на пользу регионам, через которые они проходят. Да и на границах с другими государствами, в том числе и с Монголией, строятся дороги — на благо совместной торговли.
Китайские города, через которые пролегал маршрут ралли, не крупные (по китайским меркам). Из них наиболее популярен у туристов Дуньхуан: многие приезжают сюда, чтобы посмотреть на пещеры Магао, расположенные на склоне горы Поющих Песков, или побывать в оазисе с озером Полумесяца.
Неподалёку от города Цзяюйгуань находится ледник 1-го июля, названный так в честь дня обнаружения в совместной китайско-советской геологической разведке. Удалось увидеть ледник, правда, не этот, и Константину:
— Когда мы остановились в Даланзадгаде, ребята рассказали, что неподалёку от города есть ледник. И вот вечером, когда соревнования этого дня были закончены, мы рванули искать обозначенное место. Нашли! В ущелье и правда лежал лёд. Летом! В пустыне!
В целом же, прогулки в китайских городах ничем не отличаются от прогулок в европейских: ты никого не трогаешь и тебя не трогают. Хотя, к слову, китайцы любят фотографироваться с иностранцами.
Как и везде, в Китае есть что посмотреть, и участники пользовались этой возможностью. Ведь своим ходом, тем более на машине попасть в Поднебесную сложно и затратно.
— Запомнился момент в аэропорту Дуньхуана, откуда мы улетали в Россию, — вспоминает Константин. — Сижу в кресле, отдыхаю. Вдруг чувствую, будто в спину пинает кто-то. Обернулся: никого. Оказалось, кресло было массажным. Можешь сидеть сколько угодно и абсолютно бесплатно. Ещё случай был — в другом аэропорту. Висит в зале большой экран с камерой. Мы подошли, посмотрели на себя, а через мгновение на экране — наши данные, выход, где будет посадка на самолёт, и как туда пройти. И когда только успели информацию считать? Рейс-то был транзитным.
Язык до Китая доведёт
В случае Константина Петрова до Китая довели соцсети. И его верный четырёхколёсный друг. Сначала «Тойота» оценила частое упоминание марки автомобиля в историях путешественника («А зачем скрывать, на какой машине я езжу?» — считает Петров), затем признала народным амбассадором (т.е. человеком, к мнению которого прислушивается целевая аудитория), а в 2018-м пригласила освещать популярный ралли-рейд, повторив приглашение и в этом году.
— Это один из способов, как можно попасть на такое мероприятие, — говорит Константин. — Можно непосредственно принимать участие, выполнив все условия.
А условия, надо признать, непростые. Во-первых, солидный взнос для участников, визовые сборы, затраты на переезд. Сбор и содержание команды для обслуживания машины: чем больше механиков, тем больше шансов на успех. Отдельно оплачивается проживание в гостинице, если нет желания отдыхать в бивуаке. Затраты приличные, поэтому чаще всего участники находят спонсоров. Но есть и такие, кто, в основном, справляется своими силами. Например, упоминаемый ранее Сергей Шалыгин. Из года в год он путешествует на одном и том же автомобиле — старенькой «восьмидесятке» («Тойота Лендкрузер 80», выпуск которой прекращён в 1997 году), ремонтирует всё сам и не брезгует отдыхом в лагере.
На ралли можно не только попасть, но ещё и подзаработать, попав в число наёмных работников — водителей, медиков, охранников.
— Перед отъездом я в Брянске видел парня в фирменной футболке с надписью «Security» и эмблемой «Шёлкового пути», — рассказывает Константин. — А наш водитель, например, участвовал уже второй раз, приезжая на соревнования во время отпуска.
В этом году на разных этапах ралли трудились и волонтёры: помогали с размещением, аккредитацией, выдачей экипировки, проведением проверок и т.д. Чем не способ увидеть всё своими глазами?
Главное — желание
Так считает Константин.
— Любая мечта осуществима. Не можешь поехать в качестве участника, поезжай в качестве зрителя или помощника. Возможно всё. Именно эту мысль я сформулировал для себя где-то в середине путешествия. И её хотелось бы донести. «Шёлковый путь» — это не просто гонка. Ты погружаешься в культуру других стран, смотришь, как живут люди, общаешься с представителями разных национальностей. Это всё интересно и важно. Каждый день наполнен эмоциями. Да, наверное, вся гонка — это одна большая яркая эмоция, и чувствовать её классно!
Беседовала Екатерина БАХТИНОВА
Фото из архива Константина ПЕТРОВА
Инстаграм: @miroslav_expert
Источник — Брянская учительская газета
Одной из таких групп является «Оповещения Суземка», ее участники поддерживают местное отделение ...
На площадках ярмарок, которые расположены во всех районах Брянска, можно приобрести свежие ...
В этом году по Чернобыльской программе отделу надзорной деятельности и профилактической работы ...
Уполномоченный по правам ребенка в Брянской области Инна Мухина поделилась высказала свое ...
Как сообщает сетевое издание «Брянская Губерния», приглашение поступило от командира ...
Губернатор Брянской области Александр Богомаз посетил игру, сообщает РИА «Стрела» со ссылкой на ...