Право быть равным
Рождение умственно отсталого ребенка – это общественная проблема, с которой встречаются родители любой страны мира. К сожалению, такие дети будут рождаться и в обозримом будущем. По данным ВОЗ число детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1%. В силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни. Сверстники избегают общения с ними, не включают их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Такие дети часто оказываются в специализированном детском доме.
Таким учреждением является Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Содержание, форма, методы работы детского дома направлены на создание условий для абилитации и социальной интеграции детей-инвалидов, улучшения качества их жизни, на реализацию права такого ребенка быть равным среди других детей и вести обычный образ жизни.
Наше учреждение накопило богатый опыт работы с этой категорией детей, использования различных технологий и методик по уходу, развитию ребенка, организации жизненного пространства, социальной адаптации и социальной интеграции ребенка-инвалида в социум. За этими словами стоит обширная, многоаспектная работа. Мы расскажем об одном из важных направлений взаимодействия с ребенком.
Физическое развитие наших детей является одной из важных и сложных проблем. Двигательный дефицит отрицательно влияет не только на развитие ребенка, но и на его физическое состояние. Элементарные физические упражнения являются мощным биологическим стимулятором жизненных функций, что очень важно для таких детей, поэтому уделяем серьезное внимание развитию движения у ребенка, расширению его двигательных возможностей и физических нагрузок. Мы разработали и внедрили специальные программы по физическому развитию детей, приобрели спортивное, игровое и реабилитационное оборудование, обустроили пешеходные дорожки для терренкура, провели профессиональную подготовку специалистов. Для нормально передвигающихся детей у нас есть много возможностей для активной двигательной деятельности: современная детская площадка с резиновым покрытием, спортивная площадка и спортивный зал с богатой комплектацией оборудования. В зимнее время создаем искусственные горки для катания на ледянках и санках. Много времени дети проводят на свежем воздухе, разнообразный вид двигательной деятельности способствует их развитию и укреплению физического здоровья.
Есть в нашем детском доме особая категория детей – дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Работа с ними требует каждодневных усилий со стороны многих специалистов и обслуживающего персонала. Для этих детей мы внедрили методику активного развивающего ухода, где основной акцент сосредоточен на создании условий и возможностей физического развития.
Для облегченной работы мышц такого ребенка, для дозировки оптимальной нагрузки на его опорно-двигательный аппарат мы приобрели тренажер «Гросса», который позволит выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения вверх, вниз, вперед, назад, в сторону, вращаться вокруг своей оси и страхует от падения. Занятия на тренажере содействуют развитию установочных рефлексов, на основе которых формируется присаживание, сидение, стояние, переступание, ходьба. Для детей, полностью обездвиженных и имеющих серьезные проблемы с позвоночником, применяются инновационные технологии и современное оборудование для смены позы ребенка, постепенной вертикализации, овладения элементарными функциями для передвижения, обучения ходьбе. Благодаря системной и последовательной работе по укреплению физического состояния мы добились значительного снижения соматических заболеваний у детей.
Борьба за право особого ребенка быть равным проявляется в особой заботе и опеке со стороны медицинских, педагогических работников, обслуживающего персонала. Их руками и сердцем создается эмоционально-насыщенная, доброжелательная атмосфера, возможности для жизни и радости. За последние годы многое изменилось в деятельности нашего детского учреждения. Создана благоприятная комфортная среда обитания. Детский дом приобрел вид красочного места не только с внешней, но и с внутренней стороны. Радостное настроение вы почувствуете, когда войдете на территорию или в любое помещение. Цветовая гамма в интерьерах способствует психологическому комфорту и эмоциональной стабильности.
Мы многое делаем для того, чтобы в своей единственной и уникальной жизни особый ребенок познал радость бытия.
Валентина ПАРШЕНКОВА,
директор ГБСУСОН «Дубровский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей».