Молодой ученый из Дубровки
8 февраля отмечался День российской науки. Мы готовили материал к этому дню. Но герой нашего рассказа был очень занят, и материал немного запоздал. Впрочем, познакомить наших читателей с молодым перспективным учёным-химиком из Дубровки никогда не поздно.
Иван Сергеевич Филимоненков родился 29 октября 1992 года в посёлке Дубровка в учительской семье. Его отец, Сергей Анатольевич, по базовой специальности учитель географии, но долгие годы он работал в системе МВД. После ухода в отставку в звании майора милиции вернулся в школу и возобновил преподавание. Работал во второй школе, потом перешёл в первую, которую когда-то сам окончил. Преподаёт ОБЖ, технологию. Серьёзно занимается военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения через систему ДЮП и «Школу безопасности». Имеет много ведомственных, региональных и общественных наград, в том числе медаль Росвоенцентра при Правительстве РФ «Патриот России». Сейчас Сергей Анатольевич является директором школы №1 имени генерал-майора И.С. Никитина. Дубровчане избрали его депутатом поселкового Совета народных депутатов.
Мать Ивана, Ирина Адолиевна, учитель английского и немецкого языков высшей категории. Она тоже работает в первой школе, куда была направлена по распределению после окончания Брянского педагогического института.
10 лет назад, в 2010 году Иван Филимоненков окончил Дубровскую среднюю школу №1 с золотой медалью. Он был победителем многих предметных олимпиад, особые успехи демонстрировал по химии. С большой теплотой и благодарностью Иван говорит о своей учительнице химии Вере Егоровне Мерзаевой, которая зародила в нём интерес к этой науке и стремление заниматься ею и после окончания школы.
«Я не ограничивался только школьными учебниками и пособиями. Мне было интересно привлекать дополнительную литературу, читать научные журналы, решать задачи повышенной сложности, расширять горизонты учебных дисциплин. В 2007-2010 годах я обучался в Открытом лицее «Всероссийская заочная многопредметная школа» при МГУ имени М.В. Ломоносова на отделениях «Химия» «Информатика» и «История», что очень помогло мне при подготовке к поступлению в университет, – рассказывает наш выпускник.
По окончании школы Иван поступил на химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, где успешно совмещал учёбу и научную деятельность. В 2015 году сразу после защиты диплома он был приглашён для обучения в аспирантуре МГУ. В прошлом году Иван Филимоненков с успехом защитил кандидатскую диссертацию по направлению «Химические науки» (специализация «Электрохимия», квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» МГУ им. М.В. Ломоносова, химический факультет).
С 2016 года в рамках совместной аспирантской программы МГУ и Университета Страсбурга Филимоненков обучался во Франции. В 2019 году он получил там учёную степень доктора философии (PhD), специализация «Физическая химия – Электрохимия».
«Серьёзный опыт я приобрёл во время зарубежных стажировок в ведущих европейских университетах: в Институте химии и процессов для энергетики, окружающей среды и здоровья (Университет Страсбурга, Франция) и на факультете естественных наук в Бранденбургском техническом университете (в Зенфтенберге, Германия). Сотрудничество учёных мира способствует более быстрому и эффективному развитию научных знаний, помогает совершать прорывы в науке», – убеждён молодой учёный Иван Филимоненков.
Несмотря на то, что наш земляк работает в науке ещё не так долго, у него уже немало достижений, которыми можно гордиться. В 2015 году он стал призёром XXII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» в секции «Химия» (Москва, Россия); в 2016 году получил стипендию им. В.И. Вернадского Посольства Франции в России для совместной франко-российской аспирантуры; в 2019 году стал лауреатом премии им. А.Н. Фрумкина за опубликованные работы студентов и аспирантов в номинации «Электрокатализ» (Москва, Россия).
Сегодня кандидат химических наук Иван Сергеевич Филимоненков работает в отделе новых химических технологий и наноматериалов Технологического института сверхтвёрдых и новых углеродных материалов в г. Троицке (г. Москва).
Мы попросили нашего земляка, молодого перспективного учёного-химика поделиться своими мыслями о развитии науки в современном мире и в России.
О фундаментальной и прикладной науке. «Если говорить о естественных науках (химия, физика и т.д.), то исторически любая деятельность в рамках этих наук представляла собой глубоко творческий процесс. Зачастую ранние научные открытия в той или иной области совершались случайно, при увлечённом экспериментировании в собственной, домашней «лаборатории». Чтобы можно было поведать о своих открытиях и узнать об открытиях других исследователей, создавались периодически выпускающиеся научные журналы, в которые исследователи отправляли статьи с описанием и результатами своих экспериментов. В результате наука активно развивалась, появлялось всё больше исследователей, старшие коллеги передавали свои опыт и знания младшим, возникали научные школы. Фундаментальная наука обогащалась новыми знаниями о сущности происходящих в природе явлений, благодаря этим знаниям стали решать множество прикладных задач.
В современном мире достижения прикладной науки формируют уровень технологического развития государств, что в свою очередь во многом определяет уровень их экономического развития, а от этого напрямую зависит уровень и качество жизни людей. Соответственно, чтобы построить развитое и сильное государство, совершенно необходимо в нём поддерживать на приемлемом уровне фундаментальную науку, от которой прямо зависят достижения прикладной науки».
О финансировании. «Как раньше, так и сегодня фундаментальная наука во многом зависит от финансирования. Учёному и 200 лет тому назад, и сейчас для продуктивной работы необходимы аппаратура, реактивы и т.п., всё это стоит денег. Ну и, конечно, как и всем, учёным на что-то нужно жить. Современному учёному необходимо современное высокотехнологичное оборудование, а это стоит больших денег, особенно если его производят только за рубежом. Яркий пример – состояние науки в советский период. В послевоенные годы СССР активно финансировал науку, помимо существующих крупных научных центров появлялось множество небольших научно-исследовательских институтов. Вполне закономерно: космос и армия, куда больше всего вкладывалось денег, достигли выдающегося развития. С распадом СССР финансирование резко сократилось, а где-то и вовсе прекратилось. Смогли выжить только крупные научные центры, небольшие же прекратили существование, а многие из тех, которые остались, близки к этому.
В России сейчас идёт трудный период восстановления отечественной науки, ведь, как говорится, «ломать – не строить». В наиболее развитых странах мира уровень финансирования науки самый высокий, в России же только в последнее время начали выделять на это более-менее приличные средства, да и то пока в основном в форме грантов или проектов.
На мой взгляд, препятствием для развития науки является не только слабое финансирование, но и разделение науки на «полезную» и «бесполезную», происходящее при распределении средств финансирования государством, порой без качественной экспертной оценки. Так делать нельзя, наука – это цельный «организм». Только при всесторонней поддержке фундаментальной науки можно добиться существенного развития прикладной со всеми вытекающими положительными последствиями».
О научных кадрах. «Но для серьёзного развития науки, помимо финансирования, необходимы высококвалифицированные кадры, количество которых у нас стремительно сокращалось в постсоветский период, а подготовка новых напрямую зависит от качества образования в стране. Вроде бы государство осознаёт все эти проблемы и пытается принимать соответствующие меры. Увидим, что получится».
О научных планах. «Несмотря на то, что я окончил классический академический вуз, моя душа всегда больше лежала к прикладным аспектам, чем к фундаментальным, поэтому и работу я выбрал соответствующую. Наша группа сейчас в Троицке (как и многие другие в России и мире) среди прочего занимается разработкой материалов для перспективных энергосберегающих устройств – суперконденсаторов и натрий-ионных аккумуляторов. Это творческая деятельность, которую без понимания фундаментальных научных основ вести было бы невозможно. Я нисколько не сомневаюсь, что мы сможем достичь в этих областях ощутимых результатов».
Остаётся добавить, что наша школа дала путёвку в жизнь многим советским и российским учёным. Достаточно вспомнить имена академика РАН, доктора технических наук, профессора Ерохина М.Н., академика МАНПО, доктора педагогических наук, профессора Балыхиной Т.М., доктора филологических наук, профессора Беляковой С.М., доктора физико-математических наук, профессора Попова П.А., доктора физико-математических наук, профессора Кузютина В.Ф., доктора физико-математических наук, профессора Беликова С.А., доктора педагогических наук, профессора Степченко Т.А., доктора педагогических наук, кандидата исторических наук, профессора Лабейкина А.А., доктора сельскохозяйственных наук, профессора Артюхова А.И., доктора исторических наук, профессора Ильюхова А.А., кандидата педагогических наук, профессора Кузнецова А.А. и многих других.
Нынешнее поколение выпускников достойно продолжает славные традиции. Ярким примером тому является герой нашей сегодняшней публикации, молодой учёный Иван Сергеевич Филимоненков. Пожелаем ему успехов на научном поприще.
Материал подготовила Татьяна ЖУКОВА,
учитель истории школы №1.