МНЕ ХОРОШО ВСЕ ЭТО ПОМНИТСЯ

26 июня 2018

25 ноября 1956 года по распоряжению правления облпотребсоюза я был направлен на работу в Дубровский райпотребсоюз в качестве ревизора. Как только я сошел с поезда и  ступил на дубровскую землю, со мной приключился смешной инцидент. Сам я родом из одной из клинцовских деревень и крупных городов еще не видел, кроме своего центра и Новозыбкова, где учился своей специальности. И в Клинцах, и в Новозыбкове железнодорожные станции находятся на некотором отдалении от городов и до центра надо ехать автобусами. Я подумал, что и в Дубровке надо ехать до центра автобусом. Я подошел к прохожему и спросил, где остановка автобусов, чтобы доехать до центра. Он сразу поинтересовался, куда мне надо попасть. Я ответил, что в райпотребсоюз. Он улыбнулся и велел идти за ним. Мы пересекли железнодорожные  пути, прошли   немного, перешли грязную улицу и метров через 50 он показал мне неказистое, какое-то пришибленное здание. Сказал: «Вот остановка автобусов» и указал пальцем на вывеску, которая висела на этом здании. Я прочел: «Дубровский райпотребсоюз». Я был ошарашен, стоял в недоумении и только спросил: «А где же центр?» Он рассмеялся и на прощание сказал: «Поживешь — увидишь».

Бывшее здание райпотребсоюза, куда я прибыл, было впоследствии снесено, и на этом месте стоит магазин «Ирина».

Поначалу Дубровка мне не понравилась. Она представляла собой обыкновенную деревню и нисколько не была похожа на поселок городского типа, как значилось по административному делению. В поселке не было ни одного капитального здания.

Не было еще электрического освещения, улицы и тротуары не асфальтированы. Улицы были разбиты автомобилями, а колеи залиты водой. На многих улицах стояли огромные лужи, в том числе и в самом центре напротив сегодняшнего Дома культуры. Вообще, без резиновых и кирзовых сапог по Дубровке нельзя было передвигаться. И с первой своей зарплаты я купил себе необходимую обувь.

Дубровка потихоньку возрождалась после военной разрухи. При дальнейшем знакомстве с ней я увидел, что она занимает небольшую территорию.

А теперь о потребительской кооперации района, в которой мне предстояло трудиться. Мне хорошо все это помнится.

В состав райпотребсоюза входили Дубровское, Рябчинское, Сещинское и Сергеевское сельпо и райзаготконтора. Возглавлял райпотребсоюз бывший работник райкома КПСС Михаил Григорьевич Брончуков, бывший офицер Советской Армии, прошагавший всю войну от ее начала и до конца. Хотя он и не был специалистом торговли, но довольно быстро освоился в этой отрасли и успешно справлялся с поставленными задачами по торговому обслуживанию населения, по развитию потребительской кооперации.

Райзаготконторой в то время руководил старейший советский работник Иван Федорович Рылин, который также хорошо исполнял свои обязанности.

Изучая и закомясь с потребительской кооперацией района, я был удивлен, что в столь короткий срок после окончания войны почти во всех населенных пунктах действовали магазины. Правда, они были мало приспособлены для торговли, все деревянные, порой ветхие, крыши покрыты тесом, щепой, соломой. Ни один из них не отапливался. Конечно же, не было в магазинах стандартного торгового, а тем более холодильного оборудования. Но главную свою миссию они выполняли — обеспечивали торговое обслуживание населения, пайщиков.

Магазины находились даже в тех деревнях, где проживало незначительное количество населения. Такие торговые точки были в д.д. Кохоново, Чекалино, Зимницкая Слобода, Тушево, Белизна, Бересток, Тютчева Слобода, Красный Май, Грабовка, Бочары, Сурновка, Макаровка, Быково, Сердечкино, Долгое, Бельская, Краснополье, Сеща, Федоровка и в других населенных пунктах.

Разумеется, все они были убыточными, но об этом нигде не говорили и не искали причин для их закрытия. А требование было одно: доставить товар населению, обеспечить выполнение плана товарооборота и в целом обеспечить прибыльную работу. И надо сказать, что все это выполнялось. Прежде всего, строго выполнялся ассортиментный минимум товаров для магазинов разных категорий, увеличивался товарооборот в магазинах населенных пунктов, развивались другие отрасли деятельности, и особенно заготовительной. Каждый магазин закупал черный и цветной металлы, кости, макулатуру, тряпье всех видов, яйцо, мясо, сало, хрен, пух-перо, паклю, корье ивовое, грибы, кожсырье, шерсть, картофель, овощи, плоды и т.д.

Наряду с мелкими торговыми предприятиями в районе было несколько по тем временам более современных магазинов, тогда их называли сельмагами. Такие магазины были в Рековичах, Пеклино, Мареевке, Рябчах, Минеральных Водах, п. Сеща,  Сергеевке.

Что касается производственной деятельности райпотребсоюза в середине пятидесятых, то были хлебопекарни в Дубровке и Сеще, в Сергеевке и Мареевке, которые производили только хлеб. Булок, батонов и другой продукции они не выпускали. Весь процесс выработки хлеба осуществлялся вручную — от замеса теста, формовки — до выпечки. Буханки хлеба вырабатывались весом 1,6-1,8 кг. Отопление помещений и хлебопекарных печей осуществлялось дровами. Немного спустя райпотребсоюзу были переданы от артели инвалидов цеха (если так можно выразиться) по производству колбасы и лимонада. Это было примитивное оборудование, позволяющее вырабатывать вручную один вид колбасы (30-40 кг) и до 10 ящиков лимонада.

Из предприятий общественного питания в Дубровке имелась чайная, где позже  находился магазин «Книги», столовая, которая располагалась напротив нынешнего ресторана, столовая при шпагатной фабрике, а в Сеще — чайная, где позже находился магазин хозяйственных товаров.

Заготовительные работы осуществляли заготпункты в п. Дубровка и в п. Сеща, заготовительные ларьки на рынках этих поселков. И как я уже отметил ранее, заготовкой сельхозпродуктов и сырья занимались все магазины сел и деревень.

Райпотребсоюз в те годы испытывал нехватку транспорта. Была всего лишь одна автомашина ЗИС-5, которая постоянно находилась в лесу и доставляла дрова для пекарен, но вскоре появился автомобиль ГАЗ-67 (вездеход), на котором начал работать довоенный шофер и первый довоенный тракторист района Даниил Мартынович Евсиков. Немного спустя была приобретена автомашина ГАЗ-51, которую стал обслуживать шофер-фронтовик Иван Николаевич Семенов. А в основном товары развозились по магазинам на лошадях, которых было около 20-25.

(Продолжение следует)

П. ГАВРИЛЕНКО.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
17 апреля 2024, 09:20

Воспитанники Дубровского детского сада №2 «Ромашка» принимают участие в акции «Весенняя неделя добра — 2024»

15 апреля стартовала Всероссийская добровольческая акция "Весенняя неделя добра - 2024".

16 апреля 2024, 10:38

Делегация МБОУ Дубровской №1 СОШ почтила память поэта Н.И.Алексеенкова

15 апреля – день рождения известного брянского поэта, выпускника нашей школы 1968 года, лауреата нескольких литературных премий, члена Союза писателей России и Союза журналистов России Николая Ивановича Алексеенкова (15.04.1951 – 02.11.2015).

15 апреля 2024, 09:34

Ученица МБОУ Дубровской №1 СОШ заняла I место в конференции «Природа, информация, космос!»

13 апреля на базе гимназии №2 г. Брянска прошел очный этап VIII открытой региональной научно-практической конференции обучающихся по астрономии и космонавтике «Природа, информация, космос!», посвященной 90-летию со дня рождения первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

13 апреля 2024, 09:25

В Дубровском районе прошла акция «Сад памяти»

В деревне Голубея Дубровского района прошла акция «Сад памяти». В 2024 году Акция «Сад памяти» посвящена юбилейным событиям Великой Отечественной войны 1944 года года и проводится в рамках Года Семьи.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in